... Вы входите в прохладу собора Палеха.
Слева, если смотреть в сторону алтаря, сидит Христос. В полный рост, как живой. Не на высоком троне, а здесь, рядом. Его глаза смотрят прямо в ваши: живые, человеческие, словно он только что спустился в это место, чтобы отдохнуть.
Над ним парят купола лазурного цвета, росписи, словно небесный сад. Здесь, в тишине, веками рождалось мастерство, которое затем мигрировало в шкатулки с рассказами.
Да, оно рядом, но не является жемчужиной Золотого кольца.
Зато Палех и Шуя (Ивановская область, Россия ) с лихвой это компенсируют!
Вы выходите из церкви на свет. И в дверном проеме видите его.
Ленина.
Солнце заливает пьедестал. От церковной прохлады и лазури вы переходите к этому безупречно ухоженному памятнику под открытым небом. Вот такое соседство.
Всё может сосуществовать в гармонии, если этого пожелать. Как эти города, каждый со своим светом.
Затем взгляд скользит по поселку.
Дома, словно игрушечные, с оконными рамами, деревянным кружевом. И ни один не похож на другой.
И беседка! Пластиковые крышечки от бутылок, прибитые маленькими гвоздями. Игра солнца на них — и это уже не мусор, а веселая восточная мозаика, праздничный мотив, чистый Стамбул.
Здесь умеют играть со всем: с гвоздем, крышечкой, кусочком дерева. Вплетать это в жизнь, как драгоценную нить.
Искусство течет в крови этого места.
Берёте в руки черную шкатулку. Гладкую, как ночь под старыми иконами. Лакированную. Это не просто черный цвет.
Это глубина. Бездна.
И вдруг на этой ровной черноте, словно звезды на церковных куполах, рождается золото. Тонкое, теплое, живое. Ладонь мастера, кисть тоньше паутины, краска из желтка и времени...
То самое мастерство, что молилось на досках икон, теперь рассказывает сказки на лакированной поверхности.
Вот Иван Царевич летит над лесом, где листья — золотые завитки.
Вот Жар-Птица — взрыв цвета и света.
Богатыри стоят, спокойные и могучие.
Целый мир сказок, эпосов, русская душа в ладони. Невероятные народные ремесла изысканной утонченности, рожденные строгостью священных образов. Как в той беседке: из крышечек — Стамбул на черном лаке, целая вселенная.
Вот настоящее золото Золотого кольца, не в списках городов, а в этих шкатулках.
Секрет Палеха?
В умении превращать.
Священное ремесло икон — в магию сказочного блеска. Обычный пластик — в радость мотива. Черный лак — в ночное небо для золотых чудес.
Работают, затаив дыхание.
Каждая линия — молитва.
Каждый завиток — сам дух сказки, замороженный навсегда.
Иваново может быть центром области, но здесь — центр вселенной размером с ладонь.
Держите шкатулку.
Чувствуете тепло? Тепло рук мастера. Тепло век. Тепло традиции, текущей от иконных досок к лакированным шкатулкам. Тепло этого места, где лазурь куполов и черный лак, сидящий Христос и каменный профиль в дверном проеме, золотая сказка и разноцветные крышечки — всё, всё переплетается в один мотив.
Мотив Палеха.
Легкий, как полет кисти. Глубокий, как ночь под золотыми звездами.
И вы понимаете: жемчужины Золотого кольца — не большие города. Это Палех. Это Шуя. Их дар создавать миры из черного лака, золота и безграничного мастерства. Чудо. Оно здесь. В черном лаке и бликах лазури.
#anillodeoroRusia
#История_России